Японские фонари

Японские каменные фонари

В Японии каменный фонарь — неотъемлемый элемент паркового декора в ландшафтном дизайне. Их ставят в определенных композиционных точках в комбинации с камнями, кустарниками, деревьями и прудами: у подножия горы, на острове, на берегу озера, около входа, у колодца. Фонарики освещают сад и служат архитектурным элементом, приятно контрастирующим с природой. Они должны быть соразмерны с пространством, в которое вписываются.

Японские светильники бывают нескольких видов — приземистые, с широкой крышкой, в форме домика для любования покровом снега (юкими-гата), нарядные фонари на подставке (тачи-гата) и потайные фонарики (икекоми-гата). Различают два типа: на подставках и на ножках. Каменный фонарь на подставке состоит из следующих элементов: основания, пьедестала, держателя для светильника и навершия. Фонари, у которых отсутствует основание, верхушка и пьедестал, располагают прямо на земле.

Форма имеет значение

Место установки источника света выбирают на берегу водоема. Камни береговой линии контрастируют с вертикалью, а высокий кустарник на противоположном берегу уравновешивает ограниченное пространство малого сада. Фонарь-светильник располагают у мостика перед "чайным домиком". Такие фонари компонуются с вертикальными камнями на открытом пространстве, огражденном архитектурными объектами и высокой зеленью.

Японский сад – это не просто привычный для европейца сад с растениями, созданный для отдыха и прогулок. Прежде всего, как и искусство бонсай, это воплощение философии буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины, а не просто ландшафтный дизайн.

Некоторые недавние тексты заявляют, что японские каменные и бронзовые фонари появились примерно тогда, когда развилась чайная церемония, чтобы осветить путь к чайному домику, расположенному в глубине сада, это не совсем правильно. Японские фонари появились гораздо раньше культуры чаепития, в синтоистских святынях и буддистских храмах, и часто размещались и продолжают находиться возле водоемов, в конце полуостровов или у входа в основные залы.

Исидоро

Каменные фонари или «Исидоро» (буквально каменный фонарь) — это огромная коллекция источников света разной формы и размеров. Существуют определенные типы японских фонарей. Более того, есть светильники с собственными именами и особенностями. Исидоро стали использоваться в Японии около шестого века, в период Асука, когда в стране происходили политические, социальные, а вместе с ними и художественные изменения, вызванные принятием буддизма.

Ранние каменные фонари хранили огонь, зажженный по обету в храмах и святынях. Светильники расставляли соответствующим образом, они не освещали ландшафт, как того требует их прямое предназначение, а защищали священное пламя, символизировавшее Будду, то есть не было в них никаких открытых фрагментов.

Горящая лампа – общепринятая метафора в буддистских текстах, олицетворяющее буддйское учение, свет, помогающий преодолеть темноту невежества. Множество буддистских сутр говорят о том, что высшая добродетель - предложить свет Будде и фонари перед храмами использовались только с целью подношения Будде. Лишь гораздо позднее они будут применяться с практической целью, для освещения территории религиозного значения, чайных домиков и частных садов.

Немного истории

В период Асука много корейских ремесленников приезжало в Японию и привозили знания сложной и богатой культурной традиции, изобразительных и ремесленных методов, основных положений религии Китая, поскольку в то время Корея находилась вод властью великой страны. Японцы приветствовали нововведения и уполномочили корейских мастеров построить первый храм в Японии, Асука, храм в Нара. В ходе археологических раскопок был обнаружен, помимо других ценных экспонатов, каменный фонарь, который явно демонстрирует китайские технологии.

Самый старый известный каменный фонарь находится в Тайма-дзи (Нара)– 1300 лет. Другой светильник в святыне Касуга (Нара) относится к эпохе Хэйан (вторая половина) и называют его Юноки Торо (Фонарь Цитрусовое Дерево). Но золотым веком каменных японских фонарей является эпоха Камакура (1185-1333 г.) и более чем 100 фонарей этого времени существуют и функционируют в наши дни, преимущественно в области Кинки (включая Киото и Осака).

Один из знаменитых примеров Исидоро – 2 000 фонарей, выравнивающих путь к святыне Касуга в Нара. Они включаются два раза в год по случаю специальных фестивалей (Сэцубун и Обон) в феврале и августе.

Вернуться в раздел: Благоустройство