Дорожки

ИЗЛОЖИТЕ СУТЬ ВОПРОСА И МЫ СВЯЖЕМСЯ С ВАМИ

Садовые дорожки

Огромную роль в формировании открытых пространств участка играют качественные характеристики поверхностей планировочных элементов.

Плоскостные элементы благоустройства территории, какими являются пешеходные зоны (дорожки), садово-парковые дорожки и площадки различного назначения, вместе с архитектурными сооружениями создают неповторимый образ ландшафтного дизайна. Классификация плоскостных элементов благоустройства основана на значимости планировочного элемента в масштабе объекта ландшафтной архитектуры и функциональной направленности его использования.

Внутри объекта принято выделять три группы плоскостных элементов благоустройства:

  • пешеходные коммуникации (основные и второстепенные пешеходные дороги и аллеи, а также дополнительные дорожки и тропы);
  • транспортные коммуникации (велосипедные дорожки, дороги для конных прогулок верхом, в экипажах и санях, а также хозяйственные дороги и проезды);
  • площадки.

Конструктивный вопрос

Типовые конструкции твердых покрытий

Так называемая «одежда» плоскостных элементов благоустройства территории — это многослойная структура, выдерживающая пешеходные и транспортные нагрузки. При разработке устойчивой конструкции одежды дорожек и площадок необходимо учитывать влияние таких факторов окружающей среды, как поверхностная нагрузка, почвы или грунты основания, климат, цену и условия эксплуатации.

Структурные слои одежды обычно состоят из подготовленного земляного основания, несущего основания и верхнего покрытия. Так типичное покрытие для дороги с невысокой транспортной нагрузкой или дорожки с высокой пешеходной нагрузкой располагается на глинистых почвах.

Слой почвы, на котором размещаются несущее основание и верхнее покрытие, требует тщательной подготовки, так как он несет нагрузку со стороны дорожного покрытия и подвержен воздействию характерных для данной территории почвенных и гидрологических процессов.

Устойчивость грунтового основания, его однородность и проницаемость являются ключевыми факторами в определении толщины остальных слоев в определении толщины дорожного покрытия, поэтому перед началом работ важно выяснить особенности объекта проектирования. По материалам предпроектных изысканий устанавливают тип подстилающих грунтов, механический состав, устойчивость к деформациям, уровень грунтовых вод, особенности гидрологического режима, а также выясняют другие особенности участка, подлежащего благоустройству и озеленению.

Несущая часть

Несущей частью называется слой инертного материала (чаше всего — щебня), который укладывают на подготовленное земляное корыто. Основание переносит на себя нагрузку от движущихся по поверхности транспорта и пешеходов, а также отводит лишнюю воду, предотвращая подтопление верхнего покрытия.

В зависимости от уровня нагрузки и стабильности грунта конструкция несущей части может быть различной. Для дорожек и площадок с низкой нагрузкой на стабильных грунтах в качестве основания может использоваться один слой крупнозернистого песка или мелкого щебня. При высокой нагрузке или на глинистых слабо дренированных грунтах для получения прочного покрытия часто требуется устройство двухслойного несущего основания. В таких случаях нижний слой состоит из более грубого материала (щебень более крупных фракций), чем верхний. Перенося на себя нагрузку, он предохраняет верхнее покрытие от возможного разрушения.

Для обеспечения максимальной поддержки верхнего покрытия и предотвращения его перекашивания, а также для лучшего поперечного отведения воды под покрытием оба слоя несущего основания должны выступать за края проектируемой дорожки или площадки.

При использовании верхнего покрытия из материалов, подверженных вымыванию, для предотвращения этих явлений поверхность несущего основания рекомендуется обработать битумными герметиками или использовать в качестве разделителя геоткань.

Покрытие

Покрытие дорожек и площадок является предметом дизайна при проектировании объектов ландшафтной архитектуры. Выбор покрытий необычайно широк: от булыжной мостовой, дошедшей до нас из далекого прошлого, до современных технологичных материалов.

Покрытия, в зависимости от качества, подразделяют на три группы: твердые, мягкие и комбинированные.

Типовые конструкции мягких покрытий

Твердые покрытия — покрытия из различных материалов, обладающих твердой поверхностью. Они, в свою очередь, подразделяются на монолитные покрытия и мощения.

Монолитные покрытия — покрытия из горячих или холодных смесей, которые укладывают на подготовленное основание; при застывании они образуют однородную поверхность. К ним относятся асфальтовое и бетонное покрытия и их сочетания. Они незаменимы для создания планировочных элементов сложных конфигураций.

Асфальтовые покрытия широко распространены в благоустройстве в связи с их высокой устойчивостью, простотой укладки и низкой стоимостью содержания. Монолитные покрытия из бетона в чистом виде используют редко, так как они представляют собой достаточно неинтересную поверхность серого цвета. Кроме того, они подвержены разрушению в условиях климата с частыми переходами температуры воздуха через ноль из-за замерзания воды, попавшей в трещины покрытия. При многочисленных замерзаниях и оттаиваниях мелкие трещины могут значительно увеличиться за один зимний сезон.

Для повышения износостойкости бетонного покрытия используют различные технологии по защите верхнего слоя от внешних воздействий, например силиконо-акриловые пропитки или напыление специального слоя смеси синтетических смол и цемента на старое или новое бетонное покрытие («напыленный бетон»). Эти технологии позволяют также улучшить эстетические качества бетона за счет добавок в состав цветных пигментов до 100 оттенков цвета.

Чтобы сделать покрытия из бетона привлекательными, также используют технологию прессования поверхности специальными штампами, имитирующими натуральный камень и другие фактуры, или способ заливки бетона с расшивкой швов деревянными рейками под брекчию или другой рисунок. Еще один способ улучшения поверхности — это вдавливание в еще не застывшую массу различных наполнителей: гальки, осколков стекла или фарфора, из которых подобно мозаики можно выполнить оригинальный рисунок.

Мощение - это покрытия, состоящие из отдельных (штучных) элементов, укладываемых на подготовленное основание. Для таких покрытий могут быть применены основания двух типов: жесткое (бетонное) и упругое (грунтовое, песчаное, щебневое).

В качестве элементов мощения могут использоваться различные материалы природного происхождения — камень (брусчатка, плитняк, булыжник и др.), дерево, и искусственного происхождения — бетонные плиты, кирпич (см. табл. 4.2). Рисунок мощения является предметом дизайна, он разрабатывается на этапе проектирования и должен быть представлен в комплекте рабочих чертежей в виде схемы раскладки на плане благоустройства территории либо на отдельном чертеже, например на плане дорожных покрытий.

Различные сочетания оснований и элементов мощения в совокупности дают покрытия с различными качествами: долговечностью, устойчивостью к нагрузкам, морозоустойчивостью и т.д.

Типовые конструкции мягких покрытий

Мягкие покрытия - упругие покрытия из различных материалов. Они подразделяются на следующие типы:

  • грунтовые покрытия, материалом для которых служат супесчаные или суглинистые грунты в чистом виде или стабилизированные добавками цемента или инертных материалов (гранитная крошка, шлак и др.);
  • покрытия из сыпучих материалов (набивные покрытия) различного происхождения: мелкие фракции горных пород (песок, высевки, щебень), шлаки (гари), кирпичный щебень, кора и др. Сюда также относятся покрытия из различных смесей, таких как спецсмесь для садово-парковых дорожек (гранитные высевки — 60%, песок — 10%; глина - 20%, известь — 10 %), а также другие спецсмеси для спортивных площадок.
  • резиновые покрытия, выполненные в виде спрессованных в плиты мелких фракций резины или других мягких полимеров. Укладка плит может производиться на бетонное или утрамбованное песочно-гранитное основание;
  • травяные (газонные) покрытия представляют собой травяные покрытия из устойчивых к вытаптыванию смесей трав, для повышения устойчивости которых могут использоваться газонные решетки и георешетки.

Комбинированные покрытия представляют собой различные сочетания мягких покрытий с твердыми элементами (например, бетонная плитка или камень), уложенных с разрывами, заполненными газоном или сыпучими инертными материалами. При разработке конструкций комбинированных покрытий важно подбирать материалы для верхнего покрытия с учетом возможности их укладки на одно несущее основание.

Укрепление края дорожного покрытия

Укрепления края дорожного покрытия

Укрепление края дорожного покрытия плоскостных элементов благоустройства повышает устойчивость покрытия, препятствует оползанию его краев, предотвращает зарастание покрытий растительностью, а также ограничивает движение пешеходов и транспорта, предохраняет примыкающие участки газона и цветников от вытаптывания. Для дорожек и площадок с мягким верхнем покрытием закрепления края обязательно. Важно также, чтобы борт выглядел эстетично. Закрепленный край планировочного элемента способен подчеркнуть красоту его линий.

Способы закрепления краев дорожек и площадок предусматривают использование различных материалов природного и искусственного происхождения. Наиболее широко распространены бортовые камни из гранита и бетона (бордюры), которые устанавливают на подготовленное бетонное основание толщиной 10 - 15 см.

Элементы, укрепляющие край дорожного покрытия, могут располагаться на разной высоте относительно уровня поверхности дорожки. Ограничители в виде металлических лент также могут быть скрыты внутри конструкции.

Организация поверхностного стока

Водоотводящая канавка

Важным аспектом при проектировании и строительстве плоскостных элементов благоустройства является организация поверхностного стока. Быстрое удаление с дорожек и площадок выпадающей в виде осадков воды обеспечивается вертикальной планировкой их поверхности, позволяющей собирать воду в определенных проектом местах и направлять ее в ливневую сеть (лотки и колодцы).

Уклон поверхности покрытий, обеспечивающий отвод поверхностных вод, при наличии системы ливневой канализации для твердых монолитных покрытий должен составлять не менее 4 %; при отсутствии ливневой канализации — не менее 5 %. Максимальные уклоны назначаются в зависимости от условий движения транспорта и пешеходов.

На дорожках поверхностный сток может быть организован различными способами, в зависимости от проектируемого поперечного профиля. Наиболее распространенными являются двухскатный выпуклый и односкатный профили, реже используют двухскатный вогнутый профиль.

Организация поверхностного стока на дорожках

При использовании двухскатного выпуклого профиля для сбора воды устанавливают поперечный лоток либо парные дождеприемные колодцы. Для односкатного профиля дождеприемные колодцы устанавливают с одного более низкого края дорожки. При использовании двухскатного вогнутого профиля водоотводящий лоток формируется вдоль продольной оси дорожки.

При выборе этого проектного решения необходимо учитывать, что ширина дорожки должна быть не менее 1,5 м для удобного движения пешеходов с каждой стороны лотка.

Организация поверхностного стока на площадках может быть выполнена различными вариантами проектных решений:

  • односкатная поверхность — простейшее решение, когда воду собирают и отводят вдоль одного из краев площадки;
  • двухскатная поверхность — отвод воды производится аналогично отводу воды с дорожек с двухскатным профилем;
  • многоскатная поверхность — воду собирают по периметру площадки, поднимая ее центр. Такое решение подобно проектированию крыш зданий;
  • сложная поверхность, состоящая из отдельных ячеек — такое решение обосновано на больших горизонтальных площадях, где затруднено проектирование протяженных односкатных поверхностей. Этот подход также позволяет решать утилитарные задачи отвода воды с точки зрения дизайна городской среды.

Комбинируя дорожные покрытия и элементы водоотвода (лотки, колодцы), можно создать оригинальные проектные решения. В зарубежной практике можно найти достаточное количество примеров таких объектов. Интересным инженерным решением является подсветка элементов водоотвода в ночное время.

Вернуться в раздел: Благоустройство